МАЛАЯ ТАШКЕНТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

 

 

Открыта: 5 августа 1940 г.

Длина: 1700м. 

Cтанции: Ёшлик, Навой, ранее была станция Пионерская (ныне о.п.)

Остановочный пункт: Тинчлик

Искусственные сооружения: 3 переезда, мост

Подвижной состав: тепловозы ТУ7А №3045, №3048, 5 вагонов ПВ40Т (модель 48-051),

Ранее был паровоз УЗ15-16, тепловозы ТУ1 №002, ТУ2 №064, №114, 3 вагона завода PAFAWAG, 3 вагона постройки ТТВРЗ.

СЦБ: автоблокировка.

Адрес: 700115, Узбекистан, Ташкент, площадь Беш-Агач, Национальны парк Узбекистана, ДЖД

Начальник: Гуреева Александра Евгеньевна

 

 

В 1936 году было принято решение о строительстве ДЖД в Ташкенте. Строительство велось с 1939 по 1940 года в ЦПКиО им. Ленинского Комсомола (в настоящее время национальный парк Узбекистана).

5 августа 1940 года состоялось торжественное открытие Малой Ташкентской ж.д. К этому времени было уложено 1070 метров пути, 2 станции – Солнечная и Заозерная – это были лишь платформы с деревянными постройками, 3 вагона постройки ТВРЗ им. Октябрьской Революции (вагон представлял собой металлическую раму с деревянным кузовом, обшитым железом), и один паровоз серии УЗ 15-16.

В 1949 г. На ст. Солнечная построили капитальное здание вокзала, а в 1959 году два учебных корпуса. На ст. Заозерная вокзал построили в 1952 г..

В 1955 г. Вводится в стой ещё 650 метров пути, сооружается капитальный железнодорожный мост через водосбрасывающий канал и ст. Комсомольская. Чуть позже ст. Заозерная переименовали в Пионерскую.

В 1957 году Малая Ташкентская перешла на тепловозную тегу, был получен тепловоз ТУ1-002. В 1960 году произошла смена вагонного парка, на смену старым вагонам пришли три новых вагона PAFAWAG (больше не помещалось по габаритам).

СЦБ: Солнечная – Пионерская жезловая система,  Пионерская - Комсомольская автоблокировка. В 1957 году жезловую систему заменили автоблокировкой.

В 1964 году был получен с Целины ТУ2-064, а в 1970 году на смену ТУ1-002 пришел ТУ2-114.

В 1983 - 84 году были получены 4 вагона ПВ40Т (модель 48-051). Планировалось произвести капитальный ремонт польским вагонам, но т.к.  негде было обточить бандажи, вагоны сняли с пути, и около года стояли на земле, потом их продали на узкоколейку в Ангрен.

В 1988 г. были получены новые тепловозы ТУ7А №№ 3045 и 3048 и на ДЖД около года работали 4 локомотива. Тепловозы ТУ2 по-прежнему водили поезда, а два ТУ7 стояли на 3 пути ст. Солнечная, где предполагалось построить депо. В связи с этим на 3 пути станции тупик и уложили около 70 метров пути к проектируемому депо. Но из-за проблем с финансированием строительство депо так и не начали, а чуть позже ввиду распада СССР и смены руководства ДЖД про этот проект вообще забыли.  Сейчас  некоторую часть 3-го пути используют для отстоя 2 пассажирских вагонов.

В 1989 г. в Ташкенте открыли музей железнодорожного транспорта и осенью того же года ТУ2-064 передали туда на построенную в музее малую дорогу.

 В 1990 г. на ТашДЖД доставили ещё три вагона ПВ-40Т выпуска 1989 года, мягкие. Из них 2 вагона получил музей, но не смог их использовать из-за сильной духоты. Ныне они используются как кладовки.

В начале 90х была закрыта годов ст. Пионерская и разобраны станционные постройки. Всё это произошло из-за того, что по ночам местные жители по ночам выламывали двери, били стекла, ломали пульты ДСП – станцию просто устали ремонтировать. Стрелки  зашили, и поезда на ней больше не останавливались.

В 2000 года к 60-тилетию ТашДЖД отремонтировали: сделали евроремонт ст. Солнечная, восстановили СЦБ (заменили даже светофоры, но вместо 12-ти старых прожекторных установили 6 новых линзовых.), подвижной состав обрел новую окраску, кроме того, отремонтировали весь путь. Во время ремонта на ст. Солнечная было обнаружено письмо юных железнодорожников 70х к юным железнодорожникам. Но в том же году из-за расширения зеленой зоны парка, на ст. Навой вырубили электричество, и соответственно блокировка работает только на станции Солнечная.

Весной 2002 года на тепловозе ТУ7А №3048 поменяли дизель (до этого тепловоз являлся донором для ТУ7А №3045)  и уже в начале июня 2003 года он начал водить поезда.

В марте 2003 г. на станции Пионерская был разобран первый путь, рельсы вывезли на ст. Солнечная, теперь о ней напоминают лишь две платформы заросшие травой, из них планируют сделать остановочный пункт, которому юные уже дали название "Ёшлик". Но поезда там ещё не останавливаются.

После распада СССР ст. Комсомольская переименовали в "Навой", а ст. Солнечная получила новое название только в мае 2003 г. – "Ёшлик", что в переводе с узбекского означает "Юность", соответственно остановочному пункту дали название "Тинчлик" – в переводе "Мир".

 Особенностями дороги является:

1. число вагонов в составе зависит от "пассажиропотока" и может быть 1, 2, 4;

2. поезд отправляется при наличие 10 пассажиров;

3. по праздникам ДЖД работает до 21 часа, в вагонах работает освещение с питанием от тепловоза;

4. 1 сентября – "День Независимости" в составе поезда курсирует вагон-ресторан.

Дорога работает:

Сезон начинается 21 марта и заканчивается 8 ноября. С 21 марта по 20 июня и с 1 сентября по 8 ноября движение поездов осуществляется по воскресеньям и праздничным дням, а с 20 июня до 1 сентября в дни летних каникул – по четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям. В будние дни ДЖД работает с 11 до 17 часов, а в воскресенье – с 11 до 19 часов.

Продолжительность рейса 20 - 30 минут. Стоимость билета 150 сум (5 рублей).

 

 

Никита КЛОЧКОВ

Фотогалерея  Схема 1958 г.

Hosted by uCoz